Им не нужны дороги, они выбирают направления
8 млн квадратных километров территории России покрыты непроходимой тайгой.
Насколько велика потребность в этих средствах передвижения, узнали авторы нового выпуска «Бизнес Вектор».
«В арктических районах страны в ближайшие десять лет будет потребность порядка 20 тысяч вездеходов, если прибавить к этому другие субъекты России плюс гусеничную технику, мы видим здесь потенциал и объем рынка на предстоящие годы», — говорит Илья Зубков, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.По оценкам Торгово-промышленной палаты, рынок вездеходной техники в России — около 24 млрд рублей. Эти транспортные средства по типу конструкции делятся на четыре типа. Самые популярные — колесные, — они занимают почти треть рынка. Еще почти столько же — гусеничные вездеходы. Остальное — водная и мототехника.
Рынок вездеходной техники в России — около 24 млрд рублей Фото: скриншот видео «Бизнес-Вектор» «Вега» из ЛюберецКомпания «Трэкол» 36 лет назад основана учеными, работавшими в лаборатории отдела машин повышенной проходимости НАМИ и всю жизнь разрабатывавшими вездеходы. Во времена перестройки было решено начать их производить. Но первые 15 лет предприятие не было успешным.
Дочь одного из этих ученых рассказала, что в 2003 году, когда она пришла в «Трэкол», компания была в долгах и описывала запчасти, чтобы заложить их в банк…
«Первый маркетинг был, конечно, очень интересный. Сами учредители садились на машину и ехали в регионы, и там эту машину показывали, потому что такой техники в регионах не было», — вспоминает Анастасия Жаркова, совладелец и исполнительный директор «Трэкол».У компании — десятки изобретений. Например, рисунок на шинах «шашка»: это ненаправленная резина, поэтому при замене колесо можно ставить любой стороной.
Фото: скриншот видео "Бизнес-Вектор"Самый продаваемый вездеход компании — это модель «ВЕГА». Он способен перевезти до 600 кг, умеет плавать и выдерживать морозы до -60°С градусов. Стоит такой 8 млн рублей.
В 2023 году «Трэкол» произвел 375 вездеходов и выручил за них более 4,5 млрд рублей. Из них почти половину продали напрямую. Еще почти столько же перекупили дилеры, которые потом реализуют технику через торги. По условиям закупки оплата, как правило, приходит не сразу, поэтому требуется много оборотных средств, — дилеры берут эти вопросы на себя. Еще есть покупатели, приобретающие технику в рассрочку. Это в основном логистические компании Крайнего Севера.
В компании стремятся по максимуму локализовать производство. Сами производят кузова, шасси, рамы, диски, салон и др. А самая большая проблема — это двигатели.
Другие проблемы производителей — дефицит кадров и автокомпонентов, трудности с сертификацией, большой утилизационный сбор.
Торгово-промышленная палата России помогает производителям вездеходов в плане разработки нормативно-правовых актов и новых рынков сбыта.
«Мы фактически помогаем поставщикам и производителям найти друг друга. Также мы продвигаем интересы производителей данного вида техники через выставки и ярмарки. Многие производители данной отрасли являются членами ТПП, мы также помогаем найти выходы на новые региональные рынки и помогаем с зарубежными рынками, я имею в виду страны ШОС, БРИКС и СНГ», — комментирует Илья Зубков, вице-президент ТПП России. «Север» из КрасноярскаГруппа компаний «Север» началась с хобби ее основателя Андрея Паршина. Десять лет назад в гараже он сделал свою первую аэролодку. Сегодня здесь располагается производство, где делают 450 аэроглиссеров в год. Выручка предприятия — около миллиарда рублей.
Фото: скриншот видео «Бизнес-Вектор»Первыми клиентами были рыбаки и охотники, для которых производились в основном небольшие катера. Теперь ориентация на добывающие компании. К примеру, разрабатывают аэролодку грузоподъемностью 10 тонн. К тому же 3 года назад добавили к водной технике производство колесных вездеходов.
«Вездеходный рынок он больше, и он более перспективный. Именно поэтому мы планируем расширять производство, доводить количество выпуска вездеходов до трехзначных значений. И рынок этот объем переварит, потому что запрос колоссальный идет у нефтяных компаний. Уже сейчас спрос на нашу технику превышает предложение на 4 месяца по отдельным моделям», — рассказал Павел Рыков, директор по развитию группы компаний «Север». «Танки» из МосквыМосковская компания «Арктик Трак» модифицирует базовые модели автомобилей, делая из них вездеходы. К примеру, китайскую Tank 300 здесь превратили в «Арктик трак», поставив ее на колеса диаметром в два раза больше на шинах низкого давления.
Фото: скриншот видео «Бизнес-Вектор» «Например, снежный наст. Когда четыре точки опоры поедут по снежному насту, снег может просто провалиться. Когда мы используем шины низкого давления, то пятно контакта увеличивается. Соответственно, машина может проехать по верху снежного наста, как на гусеницах. На сегодняшний день на южном магнитном полюсе работают машины Arctic Trucks, но у них стоят покрышки уже 44 размера», — поделилась Лина Кононова, генеральный директор Arctic Truck Russia.Разрабатывая новую геометрию колесных арок, проектировщики несколько месяцев работали с 3D-моделью. Также подняли и усилили подвеску.
Такая модификация автомобиля вместе с оформлением в ГИБДД стоит 1,35 млн рублей. А если у клиента есть еще другие запросы, например, чтобы автомобиль мог преодолевать броды, — цена доработок становится еще выше.
В 2023 году компания доработала 180 автомобилей, выручила за них 669 млн рублей и заработала около 53 млн.
***
Девять российских регионов полностью или частично находятся в Арктической зоне. Здесь добывается основная часть российского газа, нефти, олова, золота, алмазов и другого сырья. В условиях сурового климата и бездорожья работать могут только вездеходы. Альтернатива — вертолеты, но они дороги.
Фото: скриншот видео «Бизнес-Вектор» «В арктическом регионе растет добыча полезных ископаемых, реализуются крупные инфраструктурные проекты, строятся новые дороги. Безусловно, это еще один драйвер для развития потребления вездеходной техники. В семи из девяти северных районов работают Торгово-промышленные палаты, они обладают широкими возможностям по усилению горизонтального взаимодействия всех заинтересованных сторон в целях развития арктической зоны России, также работают профильные комитеты и советы, которые помогают выработке нормативно-правовых документов для развития отрасли», — говорит Илья Зубков, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.От вездеходной техники зависят и простые жители этих регионов, и целые отрасли — геологоразведка, нефтяная и газовая промышленность и другие. В последние годы рынок вездеходов в России растет даже быстрее общемировых темпов. Но пока не успевает за спросом: по данным исследователей, стране необходимо, как минимум, вдвое больше такой техники, чем производится сейчас.
Фото: скриншот видео «Бизнес-Вектор»Последние новости
Руководителя волонтерского штаба Воткинска наградили почетным знаком «За вклад в развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в Удмуртской Республике»
Волонтеры региона впервые получили почетный знак «За вклад в развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в Удмуртской Республике».
За прошлую неделю добровольцы поисково-спасательный отрядов отделения национального центра в Удмуртии зафиксировали 3 случая пропажи лыжников в разных городах Удмуртии
Все пропавшие были найдены, однако стоит помнить: Передвигаться зимой на лыжах следует в светлое время суток, вечером можно только по освещенным участкам лыжной трассы.
Воткинские депутаты провели последнюю в этом году сессию городской Думы
Было проведено 10 сессий, 52 заседания постоянных комиссий, принято 118 решений.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку