История троллейбусного движения в Ижевске
Как в Ижевске появился третий вид общественного транспорта
К началу 1960-х годов число жителей Ижевска превысило 300 тысяч человек и продолжало резко увеличиваться. Строились производственные цеха и заводы (в том числе такие гиганты как Ижевский автозавод и Ижтяжбуммаш), возникали новые жилые микрорайоны. Стало очевидно, что трамвай и автобус не справляются с перевозкой пассажиров. Возник вопрос о необходимости строительства третьего вида транспорта – троллейбуса.
Однако, по советским нормам тех лет наличие трёх видов транспорта для городов с населением менее 500 тысяч человек не разрешалось (в Ижевске 500-тысячный житель родился лишь в 1974 году).
Тем не менее, руководство города обратилось к Д.Ф.Устинову, бывшему в те годы депутатом Верховного Совета СССР от Удмуртии, с просьбой об оказании содействия в решении этого вопроса. Вмешательство Дмитрия Фёдоровича помогло получить официальное разрешение на появление в Ижевске троллейбусного движения. К 1965 году был готов проект, а в 1966 году начались строительные работы.
В первой половине 1960-х в Летнем саду недалеко от главного входа был установлен списанный троллейбус ЗиУ-5, производства Энгельсского завода имени Урицкого, привезённый, скорее всего, из Свердловска или Горького. Он использовался для медицинской профилактики (или как это сейчас называется - диспансеризации) посетителей Летнего сада.
К 1965 году был готов проект строительства, а в 1966 году начались строительные работы. Для запуска троллейбусного движения по всему маршруту будущего троллейбусного движения понадобилась контактная сеть. Симпатичные ажурные опоры городского наружного освещения, установленные на Советской и Пушкинской, не смогли бы выдержать веса консолей и проводов контактной сети, и их пришлось заменить на более прочные, массивные и с эстетической точки зрения просто некрасивые железобетонные опоры. Но так было нужно.
6 ноября 1968 года, в свой первый рейс по 1-му маршруту (от Центра до остановки «Школьная») отправился первый троллейбус. Для Ижевска это стало большим событием. После открытия движения появились первые фотографии троллейбусов на улицах города, интервью с первыми водителями троллейбусов.
Новый вид транспорта понравился жителям города. Для развития троллейбусного движения шло благоустройство улиц: ремонтировалась проезжая часть, строились тротуары, появлялось новое освещение.
Сначала, как и на всех видах городского транспорта, в троллейбусах были кондукторы. Но начиная с 1970-х годов кондукторов в ижевском городском транспорте не стало. Появилась расхожая фраза: «Совесть – лучший контролёр!» Билеты (абонементные) на проезд продавались книжечками по 10 штук у водителя, либо в киосках «Союзпечати». Такие абонементные талоны нужно было самостоятельно гасить (это называлось «пробивать», «компостировать»). Для этого в салоне было установлено несколько «компостеров». Первые компостеры были большими, никелированными, с большой крышечкой в виде перевёрнутого стакана и при компостировании они издавали мелодичный звон, как от звоночка на детском велосипеде.
Стоимость проезда была такая: билет в трамвае стоил 3 копейки, в троллейбусах большинства городов 4 копейки (в Ижевске и ряде других мест – 5 копеек), а в автобусе – 5 копеек (в Казани, Волгограде и ряде других городов – 6 копеек). Это зависело от стоимости энергоресурсов в том или ином регионе.
В последующие годы троллейбусное движение в Ижевске стало развиваться ударными темпами: в августе 1969 года был введён в эксплуатацию участок новой троллейбусной линии, от остановки «Школьная» до завода «Ижтяжбуммаш» (современная остановка «Дом печати») по Воткинскому шоссе, продлён маршрут №1. 23 февраля 1970 года, со вводом новой троллейбусной линии, открыт маршрут №2.
В марте 1971 года была завершена реконструкция улицы Удмуртской, и её проезжая часть получила свой современный вид. По новой дороге была проложена контактная сеть для троллейбуса (участок от Майской до Советской). Маршрут №2 изменил свою траекторию движения, и теперь троллейбусы следовали от завода «Буммаш» до завода «Нефтемаш» по улице Удмуртской.
В последующие годы открывались новые маршруты, какие-то маршруты закрывались. В итоге, сегодня в Ижевске действуют 8 троллейбусных маршрутов. Основным типом подвижного состава является троллейбус ЗиУ-9 и его модификации. Перевозчиком и эксплуатантом сети и является муниципальное предприятие «ИжГорЭлектроТранс» (ИжГЭТ), обслуживающее так и трамвайную сеть города.
Последние новости
Информация о проведении II этапа конкурса на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв в районных (городском) судах Удмуртской Республики
В соответствии с Положением о конкурсной комиссии и Методике проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы аппаратов райо
Председатель Государственного Совета провёл личный приём граждан
Сегодня Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев провёл личный приём граждан.
Владимир Невоструев обсудил с руководителями северных районов Удмуртии ключевые задачи по развитию сельских территорий
Председатель Государственного Совета Владимир Невоструев 23 января в режиме видеоконференции провёл рабочее совещание с руководителями северных районов Удмуртии, входящих в избирательный округ № 40: Красногорского,
Жизнь после зависимости
Путь к восстановлению